Опубликовано

Смерть в мифологии и мироощущении древних славян (часть2).

Расскажите о нас

Смерть не приходит внезапно. Смерть неизбежна - она предопределена Судьбой, но время собственной смерти человеку знать, не вольны.
Люди всегда стремились угадать срок личной смерти при помощи различных примет. Смерть предвещают сюжеты снов: выпадение зуба, одежда белого цвета, светлый конь, дом без окон, встреча с умершим родственником.
Существуют необычайные явления-приметы: собака воет, курица петухом поет, птица бьётся в окно и т.п. Порой люди хотят избежать смерти, предотвратить её, обмануть или отсрочить.
Смерть - время разделения души с телом - требует, особого обрядового оформления, без которого, по народным обычаям и миропониманиям, перевод души в Другой мир затруднён или невозможен, и она будет вечно скитаться.
В ходе кончины, считали славяне, возникает, приходит за душой Морена - Смерть, Господь или Их духи-посланцы. По восточнославянским верованиям, добрый дух и чёрт в миг смерти борются за сердце человека, и кто победит, тот берёт душу. Принято считать, что без труда умирают праведники, а тяжелой гибелью наказываются жившие не по Правде, к примеру, злые маги, пока не передадут своё Знание, не могут помереть.
Персонифицированная Смерть в виде безобразной старухи является откликом дохристианской эпохи богини смерти - Мары с косой, является героиней многих народных сказок. Вплоть до настоящего времени у нашего народа образ смерти это не «всадник бледный на белом коне», а «старая», «бабка с косой», «костлявая». На масленицу чучело Мары сжигается в знак победы над зимой и голодной смертью.
Составляющим частям обряда упокоения считают: прощание умирающего с близкими, исповедь, свечи, ожидание отхода души. Соблюдается тишина, запрещается плакать, чтоб не сбить с пути душу. Большим наказанием считали смерть без свечи и покаяния: покойник будет блуждать во тьме. Освященную свечу дают в руку умирающему человеку. Чтоб облегчить смерть, в народе издавна совершали разного рода действия: перекладывали умирающего на пол, клали его к двери, за печь, переворачивали ногами в изголовье, вынимали из-под головы перьевую подушку, клали под голову житную солому; укрывали белым или чёрным платком, свадебной одеждой. Чтоб "пропустить душу", расстёгивали ворот рубахи, отворяли окна, двери, снимали печную заслонку. В случае в особенности тяжёлой смерти просверливали дырки в потолке или в стене, поднимали балку-матицу, разбирали крышу, печь; обливали и поили водой "немой" (принесённой и набранной в молчании). Окуривали особыми травами. Старались не обсуждать умирающего человека, считая, что чем менее людей знает о нём, тем проще ему помереть. По народным верованиям, в момент кончины затухает или падает с неба звезда. Смерть понимается как "повторное рождение", а сопровождающий её ритуал по большей части сходен с обрядом родов.
Погребальный ритуал совершаемый над умершим не только обеспечивает беспрепятственный перевод души из Яви в Навь, но еще и защищает живых людей от последствий соприкосновения с гибелью. Нарушение или неполнота обряда грозят, возвращением покойника или возвращением смерти в дом.
Невзирая на опасность, момент смерти издавна считается благоприятным периодом для некоторых хозяйственных дел и посадок в огороде. Предметам, использованным в погребальном обряде, нередко приписывалась целебная и волшебная сила. После смерти человека, его ментальная оболочка - душа покидает тело, как принято говорить, с последним выдохом умирающего, оставаясь, естественно некоторое время поблизости от тела. Чтоб помочь душе покинуть помещение, часто открывали двери, окна, в печи заслонки; из окна вывешивали полотенце, по которому душа спускалась, а после при желании могла возвратиться обратно. Считалось так же, что душа вытирает этим полотенцем свои слезинки", отдыхает на нём. Похоронные обряды Похороны - в народной культуре комплекс обрядов, завершающих жизнь земную. Как обряд перехода, похороны схожи по символике с другими обрядами жизненного цикла - родильными и свадебными. Похоронные обряды стартуют с момента подготовки к смерти, переодевания умирающего, передача в руки горящей свечи; в случае сложной мучительной смерти - при расставании души с телом - открывали двери, печную заслонку. На Русском Севере вблизи умирающего ставили чашку с водой, чтоб душа омывалась. Белорусы в ходе одевания покойного ставили на окошке емкость с чистой водой и вешали полотенце, чтоб душа усопшего могла искупаться, обсушиться и чистой отправиться на "тот свет". О кончине сообщали родне и односельчанам, тогда же начиналось причитание, оплакивание. Принято тогда было выливать всю воду в доме, занавешивать зеркало (это вход на "тот свет"). Покойника омывали, переодевали в светлую одежду, которую лишали всех застёжек и металлических атрибутов.
Похороны осуществляли на III день, гроб транспортировали к месту погребения на руках иногда использовали телегу, временами на санях; сани и телегу имели возможность переворачивать после похорон (как и иные предметы в доме покойника),"разделяя" т.о. мир Живых и мир Мертвых. Избу после выноса покойника выметали, порой осыпали пол зерном. У восточных и южных славян все этапы похорон сопровождались причитаниями, описывающими, в том числе, дорогу умершего на "тот свет". Затем по возвращении с кладбища устраивали поминки с обрядовыми блюдами, для покойника клали хлебушек под скатерку и ложку, совершали к тому же обряд "поисков покойника": обходили жилые и хозяйственные постройки.
Поминки проводили к тому же через день, через неделю, на "сороковины" и через год после похорон. После похорон душа, по мнениям славян, нередко возвращается в дом, именно потому на поминках у восточных славян принято сервировать к столу горячие блюда, чтоб душа могла перекусить паром от этой еды. На сороковые сутки после смерти у славян происходили (и сейчас это неизменно) проводы души на «тот свет». Сходные представления о душе умершего, пребывающей в окружении близких людей на протяжении I-х сорока дней после смерти, были характерны для южных славян. Когда истекает данное время, души путешествуют по земле, летят на Суд к Богу и т.д.
Но сохранится ли при этом разум? Ведь это самое главное, человек, полностью потерявший память все равно, что умер, ведь личности больше нет, информация "записывается" как бы на чистый лист и у этой новой личности могут быть уже другие приоритеты, другой характер. В наше время бытует множество теорий и предположений, например о том, что информация о человеке прописана в некой полевой информационной структуре, окружающей все сущее и разум как таковой, содержится не в мозгу человека, а именно в этом поле. Тело является лишь инструментом, хранителем информации, которую личность получает на протяжении жизни и при смерти эта информация переходит в эту полевую структуру. С мистической точки зрения в человеке есть душа, дух, который и является личностью, а тело опять же лишь оболочка, инструмент существования в материальном мире. И если рассмотрим разные религии, то увидим нечто похожее, а как известно, дыма без огня не бывает. Так может быть нет никаких наук, физики, магии, религии? Может быть это единое, когда-то утерянное знание, единая наука, дающая ответ на самый интересный и страшный вопрос - что такое смерть и на множество других вопросов, терзающих умы людей по сей день. Но что будет, если люди узнают правду о смерти? Посудите сами и представьте различные варианты, как то, что после смерти нас ждет рай, или самый беспросветный ад. Жизнь остановится, смысл развития цивилизации либо исчезнет, либо обретет новые цели, в зависимости от того, какой окажется правда. Так стоит ли знать правду о том, что от нас скрыто? Может быть, она окажется страшней, чем неведение? Или сулит гибель цивилизации? Возможно, мы узнаем ответ на этот вопрос при жизни, а если нет... то узнаем точно, когда наш жизненный путь подойдет к концу и мы, встретившись со смертью лицом к лицу скажем - "Так вот ты какая, смерть".


Расскажите о нас
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Черная роза + Агентство ритуальных услуг

Расскажите о нас

Смерть не приходит внезапно. Смерть неизбежна - она предопределена Судьбой, но время собственной смерти человеку знать, не вольны.
Люди всегда стремились угадать срок личной смерти при помощи различных примет. Смерть предвещают сюжеты снов: выпадение зуба, одежда белого цвета, светлый конь, дом без окон, встреча с умершим родственником.
Существуют необычайные явления-приметы: собака воет, курица петухом поет, птица бьётся в окно и т.п. Порой люди хотят избежать смерти, предотвратить её, обмануть или отсрочить.
Смерть - время разделения души с телом - требует, особого обрядового оформления, без которого, по народным обычаям и миропониманиям, перевод души в Другой мир затруднён или невозможен, и она будет вечно скитаться.
В ходе кончины, считали славяне, возникает, приходит за душой Морена - Смерть, Господь или Их духи-посланцы. По восточнославянским верованиям, добрый дух и чёрт в миг смерти борются за сердце человека, и кто победит, тот берёт душу. Принято считать, что без труда умирают праведники, а тяжелой гибелью наказываются жившие не по Правде, к примеру, злые маги, пока не передадут своё Знание, не могут помереть.
Персонифицированная Смерть в виде безобразной старухи является откликом дохристианской эпохи богини смерти - Мары с косой, является героиней многих народных сказок. Вплоть до настоящего времени у нашего народа образ смерти это не «всадник бледный на белом коне», а «старая», «бабка с косой», «костлявая». На масленицу чучело Мары сжигается в знак победы над зимой и голодной смертью.
Составляющим частям обряда упокоения считают: прощание умирающего с близкими, исповедь, свечи, ожидание отхода души. Соблюдается тишина, запрещается плакать, чтоб не сбить с пути душу. Большим наказанием считали смерть без свечи и покаяния: покойник будет блуждать во тьме. Освященную свечу дают в руку умирающему человеку. Чтоб облегчить смерть, в народе издавна совершали разного рода действия: перекладывали умирающего на пол, клали его к двери, за печь, переворачивали ногами в изголовье, вынимали из-под головы перьевую подушку, клали под голову житную солому; укрывали белым или чёрным платком, свадебной одеждой. Чтоб "пропустить душу", расстёгивали ворот рубахи, отворяли окна, двери, снимали печную заслонку. В случае в особенности тяжёлой смерти просверливали дырки в потолке или в стене, поднимали балку-матицу, разбирали крышу, печь; обливали и поили водой "немой" (принесённой и набранной в молчании). Окуривали особыми травами. Старались не обсуждать умирающего человека, считая, что чем менее людей знает о нём, тем проще ему помереть. По народным верованиям, в момент кончины затухает или падает с неба звезда. Смерть понимается как "повторное рождение", а сопровождающий её ритуал по большей части сходен с обрядом родов.
Погребальный ритуал совершаемый над умершим не только обеспечивает беспрепятственный перевод души из Яви в Навь, но еще и защищает живых людей от последствий соприкосновения с гибелью. Нарушение или неполнота обряда грозят, возвращением покойника или возвращением смерти в дом.
Невзирая на опасность, момент смерти издавна считается благоприятным периодом для некоторых хозяйственных дел и посадок в огороде. Предметам, использованным в погребальном обряде, нередко приписывалась целебная и волшебная сила. После смерти человека, его ментальная оболочка - душа покидает тело, как принято говорить, с последним выдохом умирающего, оставаясь, естественно некоторое время поблизости от тела. Чтоб помочь душе покинуть помещение, часто открывали двери, окна, в печи заслонки; из окна вывешивали полотенце, по которому душа спускалась, а после при желании могла возвратиться обратно. Считалось так же, что душа вытирает этим полотенцем свои слезинки", отдыхает на нём. Похоронные обряды Похороны - в народной культуре комплекс обрядов, завершающих жизнь земную. Как обряд перехода, похороны схожи по символике с другими обрядами жизненного цикла - родильными и свадебными. Похоронные обряды стартуют с момента подготовки к смерти, переодевания умирающего, передача в руки горящей свечи; в случае сложной мучительной смерти - при расставании души с телом - открывали двери, печную заслонку. На Русском Севере вблизи умирающего ставили чашку с водой, чтоб душа омывалась. Белорусы в ходе одевания покойного ставили на окошке емкость с чистой водой и вешали полотенце, чтоб душа усопшего могла искупаться, обсушиться и чистой отправиться на "тот свет". О кончине сообщали родне и односельчанам, тогда же начиналось причитание, оплакивание. Принято тогда было выливать всю воду в доме, занавешивать зеркало (это вход на "тот свет"). Покойника омывали, переодевали в светлую одежду, которую лишали всех застёжек и металлических атрибутов.
Похороны осуществляли на III день, гроб транспортировали к месту погребения на руках иногда использовали телегу, временами на санях; сани и телегу имели возможность переворачивать после похорон (как и иные предметы в доме покойника),"разделяя" т.о. мир Живых и мир Мертвых. Избу после выноса покойника выметали, порой осыпали пол зерном. У восточных и южных славян все этапы похорон сопровождались причитаниями, описывающими, в том числе, дорогу умершего на "тот свет". Затем по возвращении с кладбища устраивали поминки с обрядовыми блюдами, для покойника клали хлебушек под скатерку и ложку, совершали к тому же обряд "поисков покойника": обходили жилые и хозяйственные постройки.
Поминки проводили к тому же через день, через неделю, на "сороковины" и через год после похорон. После похорон душа, по мнениям славян, нередко возвращается в дом, именно потому на поминках у восточных славян принято сервировать к столу горячие блюда, чтоб душа могла перекусить паром от этой еды. На сороковые сутки после смерти у славян происходили (и сейчас это неизменно) проводы души на «тот свет». Сходные представления о душе умершего, пребывающей в окружении близких людей на протяжении I-х сорока дней после смерти, были характерны для южных славян. Когда истекает данное время, души путешествуют по земле, летят на Суд к Богу и т.д.
Но сохранится ли при этом разум? Ведь это самое главное, человек, полностью потерявший память все равно, что умер, ведь личности больше нет, информация "записывается" как бы на чистый лист и у этой новой личности могут быть уже другие приоритеты, другой характер. В наше время бытует множество теорий и предположений, например о том, что информация о человеке прописана в некой полевой информационной структуре, окружающей все сущее и разум как таковой, содержится не в мозгу человека, а именно в этом поле. Тело является лишь инструментом, хранителем информации, которую личность получает на протяжении жизни и при смерти эта информация переходит в эту полевую структуру. С мистической точки зрения в человеке есть душа, дух, который и является личностью, а тело опять же лишь оболочка, инструмент существования в материальном мире. И если рассмотрим разные религии, то увидим нечто похожее, а как известно, дыма без огня не бывает. Так может быть нет никаких наук, физики, магии, религии? Может быть это единое, когда-то утерянное знание, единая наука, дающая ответ на самый интересный и страшный вопрос - что такое смерть и на множество других вопросов, терзающих умы людей по сей день. Но что будет, если люди узнают правду о смерти? Посудите сами и представьте различные варианты, как то, что после смерти нас ждет рай, или самый беспросветный ад. Жизнь остановится, смысл развития цивилизации либо исчезнет, либо обретет новые цели, в зависимости от того, какой окажется правда. Так стоит ли знать правду о том, что от нас скрыто? Может быть, она окажется страшней, чем неведение? Или сулит гибель цивилизации? Возможно, мы узнаем ответ на этот вопрос при жизни, а если нет... то узнаем точно, когда наш жизненный путь подойдет к концу и мы, встретившись со смертью лицом к лицу скажем - "Так вот ты какая, смерть".


Расскажите о нас