Опубликовано

Происхождение православного похоронного ритуала (часть1).

Расскажите о нас

Обряд похоронного ритуала изменялся со временем под воздействием причин: условия жизни, социальный строй, религия, становление науки и техники.
В эпоху язычества тело покойного часто придавали огню. Усопшему отдавали его орудие, доспехи, декорации, пищу и вещи быта, средства. Мертвеца укладывали в погребальную ладью и несли к месту погребения. Там ладью сжигали или хоронили. На месте погребения знати часто насыпали курган.
Уже после принятия Христианства на Руси почти все изменилось в похоронном обычае. Сходу после погибели мертвеца отпевали, то есть читали над ним мольбы на протяжении одной ночи. Всех мертвецов стали хоронить в гробах, закапывая их в землю. Стали ставить христианский крест.
До сегодняшнего момента поменялось почти все в проведении самого погребального ритуала: не стало умелых плакальщиц, не осуществляются классические раньше «плачи», поминальная пирушка раньше была без алкоголя, а в данный момент это неотъемлемый обряд – опьянеть за помин души. Позабыто и издавна не осуществляется громадное число ритуалов, которые прадедами выполнялись непременно в период похорон.
Вера в необычное осталась местами: в жилище, где погиб человек, перекрывают зеркало тканью, опасаются кладбищенской территории, считают хорошим символом, когда на встречу по дороге попадаются похороны.
Аналогично, как роды, свадебный и похоронный обряд относится к «переходным» обычаям, выполняющимся по схеме «отчуждение–погибель–восстановление». В ходе обряда все производимые деяния над покойным можно символически развести по 2 фронтам. Часть из их гарантирует, по этническим представлениям, не болезненный переход из данного мира в иной, называемый тем светом.
Иная часть ритуальных деяний ориентирована на огораживание мира живых, формирования предопределенной обороны от сил того света с помощью системы оберегов. Все ритуальные деяния над туловищем погибшего ориентированы на природный и мягкий переход в мир другой.
Погребальный ритуал в собственном развертывании проходит немного рубежей:
- обмывание (имея цель смыть отпечатки жизни), одевание в одежду мёртвых – неношеную одежду, в последующие дни его кладут на лавку или же в гроб, глаза мертвеца накрывают медными монетами, чтоб покойник не сумел причинить урон живым собственным взором, аналогично покойному связывают руки и ноги; - встреча членов семьи перед выносом гроба из здания (когда кое-кто отсутствует, нужно будет вслух разъяснить его неимение, дабы не навлечь беду);
- вынос гроба с телом, который будет сопровождаемым причитанием всех барышень (когда покойник был погибшим не собственной гибелью он становится опасным –– есть все шансы что он будет вынесен через окошко или через подкоп под дверью, чтоб он не обнаружил обратной дороги); вынос мертвеца из здания будет сопровождаемым деяниями, имеющими двойной значение, сообща с гробом из здания устраняют всё, собственно тронуто гибелью и вовсе не подлежит очищению, к примеру в минской области выливают всю окружающую в жилище воду;
- захоронение тела;
- ритуальная прием еды – причитания теснее воспрещены.

Поминальная пирушка это главным образом обряд перераспределения совместной части: умершему, надеется своя доля (стакан водки, накрытый кусочком хлеба), живым членам общины – своя. Занимательно, собственно верховодило обращения с пищей и еще выделяются от обыкновенных: мясо употребляют в пищу руками, хлеб взламывают. - дни поминок – 3, 9, 40 – дней и год со дня погибели. В последствии приезда с кладбища непременно моют дом, готовят баню, а аналогично стирают всё постельное бельё в последствии мертвеца. Все перечисленные рубежи в какой-нибудь ступени сопровождают голошения, причитания. В ритуале причитания наделены значением речи – рядовая разговорная речь либо плач слезами рассматриваются как безмолвие. Все диалоги благодарения хозяйки в последствии поминального обеда оформляются непосредственно как причетная речь с её отличительным интонированием. Данное интонирование порой имеет конкретные музыкальные силуэты. В первую очередь оно являет из себя декламационный поток, зафиксированный несколькими многократными по вышине звуками. Эти все приемы и средства обычного выполнения плача делают его особым «символом» данного ритуала.

А как проводится этот ритуал в наши дни?
Сразу после смерти тело усопшего нужно обмыть. Омовение совершается в знак чистоты духовной и непорочности жизни и из желания, дабы в чистоте предстал пред Всевышним. После очищения тела водой усопшего одевают в новые одежды, которые указывают на нетление и бессмертие. Если на человеке не было креста, его надевают. Далее усопшего кладут в гроб, который заранее кропят святой водой — внутри и снаружи. Этим действием соблюдается благочестивый христианский обычай из Библии — освящать всякую вещь в пользовании человека. Под голову кладут подушку, эта часть ритуала происходит от древних славян, которые считали что гроб это последнее вечное жилище тела, поэтому его нужно устроить как кровать. Руки укладывают так, чтобы правая была сверху. Крест вкладывают в левую руку усопшего, а на грудь помещают икону (для мужчин — Спаситель, для женщин — Божия Матерь). Это обозначает то, что усопший верил в Христа, и предал Христу свою душу, усопший вместе со святыми переходит к вечности — созерцая лицом к лицу — Творца своего.
На лоб кладут бумажный венчик. Усопший христианин символически украшается бумажным венцом, как воин, победивший на поле брани. Подоплёка этого в следующем, подвиги христианина на земле в борьбе с одолевавшими пагубными страстями, соблазнами и искушениями уже закончились, теперь умерший ожидает за них награду в Небесном Царстве.
Тело человека после помещения в гроб покрывают белым покровом (саваном) — это знак того, что умерший, принадлежавший к Православной Церкви, находится под покровом Христовым. Покров украшен надписями с текстами молитв и цитатами из Священного Писания, изображением креста и Ангелов.
Гроб, как правило, ставят посреди комнаты перед иконами, в знак того что усопший встречается лицом к лицу со святыми. В доме зажигается лампада, которая горит до выноса тела. Вокруг гроба крестообразно зажигают свечи (у головы, у ног и по бокам) в знак того, что умерший перешел в область незаходимого Солнца, в лучшую загробную жизнь. Затем над телом начинается чтение Псалтири — это молитва родных и близких об усопшем, она утешает скорбящих и обращает к Богу просьбы о помиловании его души.
Псалтирь принято петь беспрерывно до погребения умершего, за исключением момента, когда служатся панихиды. Православная Церковь учит что, пока тело человека лежит мертвым, душа его проходит мытарства - особого рода пограничные посты на дороге в другой мир. Панихиды служатся для облегчения перехода. Наряду с панихидами служат заупокойные литии. Лития включает заключительную часть панихиды. Значение слова Панихида (перевод с греческого) - всеобщая, долгая мольба; а суть слова лития - усиленное народное моление.
Псалмы утешают скорбящих по покойному и служат поддержкой душе. Петь Псалтирь не возбраняется в любом месте, даже находясь на отдалении от умершего. Отпевание Отпевание, аналогично погребению совершаются на 3-й день, при всем этом в отсчет суток включают день кончины. Для отпевания тело приносится в храм, однако отпевание имеет возможность происходить и дома.
Перед выносом тела из здания служится заупокойная лития, сопровождающаяся каждением кругом усопшего. Кадило приносится в жертву Всевышнему для умилостивления, в символ выражения его богобоязненной жизни - благоуханной, как святой фимиам. Процедура каждение означает, душа усопшего христианина, сродни кадильному фимиаму, возносящемуся наверх, восходит на небо, к Божию Престолу. Отпевание имеет не столько печальный, сколь парадный характер - здесь нет места угнетающей душу скорби и неисправимому унынию; вера, надежда и глубочайшее чувство - вот основные чувства которые должны излучать все вокруг усопшего. Когда родственники погибшего одеты в траурные одежды, облачение священнослужителя - всегда белоснежное. В процессе панихиды, молящиеся стоят с зажженными свечками.
Панихиды и литии служатся часто, отпевание совершается только 1 раз. Поминальную кутью со свечой ставят у гроба на приготовленный столик. Кутью готовят из зернышек пшеницы либо риса, перемешивают с медом (как аналог сахаром) и сладостными сухофруктами. Зерна заключают внутри себя спрятанную жизнь и предписывают на будущее воскресение усопшего. Зерна, чтобы родить плод, обречены, сами оказаться в земле и истлеть, так и тело усопшего будет предано земле и испытает тление, чтобы восстать позднее для грядущей жизни.
Мед и другие сласти знаменуют духовную лакомство райского счастья. Значение кутьи состоит в видимом выражении убежденности живых в бессмертии почивших, в их воскресении и блаженной постоянной жизни. Гроб до завершения отпевания остается открытым. Служба отпевания состоит из массы песнопений. В итоге процедуры отпевания, священнослужитель читает разрешительную молитву. Данной мольбой усопший высвобождается от отягощавших его грехов, в каких он раскаялся либо которые не имел возможности припомнить на исповеди, усопший отпускается примиренным с Всевышним. Текст влагается в правую руку умершего его родными. Обычай Российской Православной Церкви выдавать разрешительную мольбу в руки умершему стартовал еще в XI веке, именно тогда преподобный Феодосий Печерский прописал разрешительную мольбу для варяжского князя Симона, а тот велел вложить ее к нему в руки по погибели. Помог распространению и утверждению обычая класть разрешительную мольбу в руки усопшему момент с отпеванием князя Александра Невского: как скоро приблизилось время передачи к нему в руки разрешительную мольбу, усопший князь, как утверждает летопись, сам простер личную руку для её принятия.
После разрешительной мольбы происходит прощание с покойным. Родные погибшего обходят гроб, с поклоном требуют помилования за невольные обиды, целуют икону на груди погибшего и венчик на лбу. Погребение Погребальные ритуалы Православной Церкви несут успокоение, работают знаками, в каких выражается идея о повальном воскресении и грядущей бессмертной жизни. По завершении отпевания тело провожается на кладбище.
В доме мертвеца кладут головой к иконам, ногами к дверям в символ того, что человек оставляет все в нашем мире. В храме в процессе отпевания наоборот кладется так, как он стоял в храме, - личиком (т.е. ногами) к алтарю, престолу Божию. И в могилу тело кладется личиком и ногами на восток, туда, куда он всю жизнь обращался с мольбой. Крест ставится в ноги в символ того, что по воскрешении, он будет готов брать с собою крест для подтверждения личного звания христианина. Впоследствии погребения, и в другие дни, не нужно организовывать на кладбище застолье с распитием алкогольных напитков. В современности все больше центральным эпизодом поминок делается не молитвенное воспоминание усопшего, а "заливание" сознания водкой. Обычай данный языческий, в древности он величался "тризнами".
Помин Обычай поминать усопших за пирушкой идет издавна. Обычно поминки организуют в последствии похорон, и в памятные дни. Начинать их стоит с молитвы. Главное кушанье - кутья (коливо). Есть правило освящения кутьи; коль нет возможности попросить священнослужителя, стоит лично окропить кутью святой водой. Классическими поминальными яствами на Руси числятся блины и кисель. А также есть желание отметить, собственно алкоголем усопших не поминают.
Поминки - не тема для развлечения.
Дни поминовения новопреставленных Церковь с глубокой древности сохраняет обычай поминать усопших по большей части в 3, 9-й и сороковой дни, и по истечению календарного года в день смерти. Поминовение в эти дни Церковь соблюдает по обычаю Церкви Ветхозаветной, там для поминовения назначались 3, 7 и тридцать суток после их смерти. По учению Церкви, начальные двое суток после смерти душа обретается на земле, посещая места, где человек совершал грехи или благочестивые поступки, однако на 3-й день она переходит в другой мир - мир религиозный.


Расскажите о нас
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Черная роза + Агентство ритуальных услуг

Расскажите о нас

Обряд похоронного ритуала изменялся со временем под воздействием причин: условия жизни, социальный строй, религия, становление науки и техники.
В эпоху язычества тело покойного часто придавали огню. Усопшему отдавали его орудие, доспехи, декорации, пищу и вещи быта, средства. Мертвеца укладывали в погребальную ладью и несли к месту погребения. Там ладью сжигали или хоронили. На месте погребения знати часто насыпали курган.
Уже после принятия Христианства на Руси почти все изменилось в похоронном обычае. Сходу после погибели мертвеца отпевали, то есть читали над ним мольбы на протяжении одной ночи. Всех мертвецов стали хоронить в гробах, закапывая их в землю. Стали ставить христианский крест.
До сегодняшнего момента поменялось почти все в проведении самого погребального ритуала: не стало умелых плакальщиц, не осуществляются классические раньше «плачи», поминальная пирушка раньше была без алкоголя, а в данный момент это неотъемлемый обряд – опьянеть за помин души. Позабыто и издавна не осуществляется громадное число ритуалов, которые прадедами выполнялись непременно в период похорон.
Вера в необычное осталась местами: в жилище, где погиб человек, перекрывают зеркало тканью, опасаются кладбищенской территории, считают хорошим символом, когда на встречу по дороге попадаются похороны.
Аналогично, как роды, свадебный и похоронный обряд относится к «переходным» обычаям, выполняющимся по схеме «отчуждение–погибель–восстановление». В ходе обряда все производимые деяния над покойным можно символически развести по 2 фронтам. Часть из их гарантирует, по этническим представлениям, не болезненный переход из данного мира в иной, называемый тем светом.
Иная часть ритуальных деяний ориентирована на огораживание мира живых, формирования предопределенной обороны от сил того света с помощью системы оберегов. Все ритуальные деяния над туловищем погибшего ориентированы на природный и мягкий переход в мир другой.
Погребальный ритуал в собственном развертывании проходит немного рубежей:
- обмывание (имея цель смыть отпечатки жизни), одевание в одежду мёртвых – неношеную одежду, в последующие дни его кладут на лавку или же в гроб, глаза мертвеца накрывают медными монетами, чтоб покойник не сумел причинить урон живым собственным взором, аналогично покойному связывают руки и ноги; - встреча членов семьи перед выносом гроба из здания (когда кое-кто отсутствует, нужно будет вслух разъяснить его неимение, дабы не навлечь беду);
- вынос гроба с телом, который будет сопровождаемым причитанием всех барышень (когда покойник был погибшим не собственной гибелью он становится опасным –– есть все шансы что он будет вынесен через окошко или через подкоп под дверью, чтоб он не обнаружил обратной дороги); вынос мертвеца из здания будет сопровождаемым деяниями, имеющими двойной значение, сообща с гробом из здания устраняют всё, собственно тронуто гибелью и вовсе не подлежит очищению, к примеру в минской области выливают всю окружающую в жилище воду;
- захоронение тела;
- ритуальная прием еды – причитания теснее воспрещены.

Поминальная пирушка это главным образом обряд перераспределения совместной части: умершему, надеется своя доля (стакан водки, накрытый кусочком хлеба), живым членам общины – своя. Занимательно, собственно верховодило обращения с пищей и еще выделяются от обыкновенных: мясо употребляют в пищу руками, хлеб взламывают. - дни поминок – 3, 9, 40 – дней и год со дня погибели. В последствии приезда с кладбища непременно моют дом, готовят баню, а аналогично стирают всё постельное бельё в последствии мертвеца. Все перечисленные рубежи в какой-нибудь ступени сопровождают голошения, причитания. В ритуале причитания наделены значением речи – рядовая разговорная речь либо плач слезами рассматриваются как безмолвие. Все диалоги благодарения хозяйки в последствии поминального обеда оформляются непосредственно как причетная речь с её отличительным интонированием. Данное интонирование порой имеет конкретные музыкальные силуэты. В первую очередь оно являет из себя декламационный поток, зафиксированный несколькими многократными по вышине звуками. Эти все приемы и средства обычного выполнения плача делают его особым «символом» данного ритуала.

А как проводится этот ритуал в наши дни?
Сразу после смерти тело усопшего нужно обмыть. Омовение совершается в знак чистоты духовной и непорочности жизни и из желания, дабы в чистоте предстал пред Всевышним. После очищения тела водой усопшего одевают в новые одежды, которые указывают на нетление и бессмертие. Если на человеке не было креста, его надевают. Далее усопшего кладут в гроб, который заранее кропят святой водой — внутри и снаружи. Этим действием соблюдается благочестивый христианский обычай из Библии — освящать всякую вещь в пользовании человека. Под голову кладут подушку, эта часть ритуала происходит от древних славян, которые считали что гроб это последнее вечное жилище тела, поэтому его нужно устроить как кровать. Руки укладывают так, чтобы правая была сверху. Крест вкладывают в левую руку усопшего, а на грудь помещают икону (для мужчин — Спаситель, для женщин — Божия Матерь). Это обозначает то, что усопший верил в Христа, и предал Христу свою душу, усопший вместе со святыми переходит к вечности — созерцая лицом к лицу — Творца своего.
На лоб кладут бумажный венчик. Усопший христианин символически украшается бумажным венцом, как воин, победивший на поле брани. Подоплёка этого в следующем, подвиги христианина на земле в борьбе с одолевавшими пагубными страстями, соблазнами и искушениями уже закончились, теперь умерший ожидает за них награду в Небесном Царстве.
Тело человека после помещения в гроб покрывают белым покровом (саваном) — это знак того, что умерший, принадлежавший к Православной Церкви, находится под покровом Христовым. Покров украшен надписями с текстами молитв и цитатами из Священного Писания, изображением креста и Ангелов.
Гроб, как правило, ставят посреди комнаты перед иконами, в знак того что усопший встречается лицом к лицу со святыми. В доме зажигается лампада, которая горит до выноса тела. Вокруг гроба крестообразно зажигают свечи (у головы, у ног и по бокам) в знак того, что умерший перешел в область незаходимого Солнца, в лучшую загробную жизнь. Затем над телом начинается чтение Псалтири — это молитва родных и близких об усопшем, она утешает скорбящих и обращает к Богу просьбы о помиловании его души.
Псалтирь принято петь беспрерывно до погребения умершего, за исключением момента, когда служатся панихиды. Православная Церковь учит что, пока тело человека лежит мертвым, душа его проходит мытарства - особого рода пограничные посты на дороге в другой мир. Панихиды служатся для облегчения перехода. Наряду с панихидами служат заупокойные литии. Лития включает заключительную часть панихиды. Значение слова Панихида (перевод с греческого) - всеобщая, долгая мольба; а суть слова лития - усиленное народное моление.
Псалмы утешают скорбящих по покойному и служат поддержкой душе. Петь Псалтирь не возбраняется в любом месте, даже находясь на отдалении от умершего. Отпевание Отпевание, аналогично погребению совершаются на 3-й день, при всем этом в отсчет суток включают день кончины. Для отпевания тело приносится в храм, однако отпевание имеет возможность происходить и дома.
Перед выносом тела из здания служится заупокойная лития, сопровождающаяся каждением кругом усопшего. Кадило приносится в жертву Всевышнему для умилостивления, в символ выражения его богобоязненной жизни - благоуханной, как святой фимиам. Процедура каждение означает, душа усопшего христианина, сродни кадильному фимиаму, возносящемуся наверх, восходит на небо, к Божию Престолу. Отпевание имеет не столько печальный, сколь парадный характер - здесь нет места угнетающей душу скорби и неисправимому унынию; вера, надежда и глубочайшее чувство - вот основные чувства которые должны излучать все вокруг усопшего. Когда родственники погибшего одеты в траурные одежды, облачение священнослужителя - всегда белоснежное. В процессе панихиды, молящиеся стоят с зажженными свечками.
Панихиды и литии служатся часто, отпевание совершается только 1 раз. Поминальную кутью со свечой ставят у гроба на приготовленный столик. Кутью готовят из зернышек пшеницы либо риса, перемешивают с медом (как аналог сахаром) и сладостными сухофруктами. Зерна заключают внутри себя спрятанную жизнь и предписывают на будущее воскресение усопшего. Зерна, чтобы родить плод, обречены, сами оказаться в земле и истлеть, так и тело усопшего будет предано земле и испытает тление, чтобы восстать позднее для грядущей жизни.
Мед и другие сласти знаменуют духовную лакомство райского счастья. Значение кутьи состоит в видимом выражении убежденности живых в бессмертии почивших, в их воскресении и блаженной постоянной жизни. Гроб до завершения отпевания остается открытым. Служба отпевания состоит из массы песнопений. В итоге процедуры отпевания, священнослужитель читает разрешительную молитву. Данной мольбой усопший высвобождается от отягощавших его грехов, в каких он раскаялся либо которые не имел возможности припомнить на исповеди, усопший отпускается примиренным с Всевышним. Текст влагается в правую руку умершего его родными. Обычай Российской Православной Церкви выдавать разрешительную мольбу в руки умершему стартовал еще в XI веке, именно тогда преподобный Феодосий Печерский прописал разрешительную мольбу для варяжского князя Симона, а тот велел вложить ее к нему в руки по погибели. Помог распространению и утверждению обычая класть разрешительную мольбу в руки усопшему момент с отпеванием князя Александра Невского: как скоро приблизилось время передачи к нему в руки разрешительную мольбу, усопший князь, как утверждает летопись, сам простер личную руку для её принятия.
После разрешительной мольбы происходит прощание с покойным. Родные погибшего обходят гроб, с поклоном требуют помилования за невольные обиды, целуют икону на груди погибшего и венчик на лбу. Погребение Погребальные ритуалы Православной Церкви несут успокоение, работают знаками, в каких выражается идея о повальном воскресении и грядущей бессмертной жизни. По завершении отпевания тело провожается на кладбище.
В доме мертвеца кладут головой к иконам, ногами к дверям в символ того, что человек оставляет все в нашем мире. В храме в процессе отпевания наоборот кладется так, как он стоял в храме, - личиком (т.е. ногами) к алтарю, престолу Божию. И в могилу тело кладется личиком и ногами на восток, туда, куда он всю жизнь обращался с мольбой. Крест ставится в ноги в символ того, что по воскрешении, он будет готов брать с собою крест для подтверждения личного звания христианина. Впоследствии погребения, и в другие дни, не нужно организовывать на кладбище застолье с распитием алкогольных напитков. В современности все больше центральным эпизодом поминок делается не молитвенное воспоминание усопшего, а "заливание" сознания водкой. Обычай данный языческий, в древности он величался "тризнами".
Помин Обычай поминать усопших за пирушкой идет издавна. Обычно поминки организуют в последствии похорон, и в памятные дни. Начинать их стоит с молитвы. Главное кушанье - кутья (коливо). Есть правило освящения кутьи; коль нет возможности попросить священнослужителя, стоит лично окропить кутью святой водой. Классическими поминальными яствами на Руси числятся блины и кисель. А также есть желание отметить, собственно алкоголем усопших не поминают.
Поминки - не тема для развлечения.
Дни поминовения новопреставленных Церковь с глубокой древности сохраняет обычай поминать усопших по большей части в 3, 9-й и сороковой дни, и по истечению календарного года в день смерти. Поминовение в эти дни Церковь соблюдает по обычаю Церкви Ветхозаветной, там для поминовения назначались 3, 7 и тридцать суток после их смерти. По учению Церкви, начальные двое суток после смерти душа обретается на земле, посещая места, где человек совершал грехи или благочестивые поступки, однако на 3-й день она переходит в другой мир - мир религиозный.


Расскажите о нас